«Маленькая жемчужина»: 7 фактов из жизни Екатерины Максимовой
Кем только не мечтала стать в детстве Екатерина Максимова: летчиком, пожарным, дворником, кондуктором. Но когда подружка по дому Аня Москвина поступила в хореографическое училище, глядя на нее, Максимова решила: будет только балериной!
«Маленькая жемчужина» (baby, как ее называли на Западе) была абсолютным воплощением большого балета. В самом начале своей карьеры она планировала посвятить балету максимум два десятилетия, а потом уйти на заслуженный отдых, однако на сцену она выходила до 60 лет, так как не могла отказаться от постоянно поступающих заманчивых предложений.
Выход на пенсию и «жизнь для себя» остались для нее несбыточной мечтой. 1 февраля 2009 года Екатерина Максимова отпраздновала свой 70-летний юбилей. А спустя почти два месяца артистки не стало. Балерина скоропостижно скончалась во сне 28 апреля. Ее бездыханное тело нашла 94-летняя родная мать.
Ко дню рождению артистки мы представляем 7 любопытных фактов из ее биографии.
«Мадам нет»
Максимова - одна из немногих артисток балета, написавших автобиографию. Книга «Мадам нет» вышла в свет в 2003 году. Почему «Мадам нет»? Этим прозвищем танцовщицу когда-то наградил ее друг, фотограф Анри Лартиг. Несмотря на талант, Максимова всегда была неуверенной в себе. Когда балерине предлагали новые проекты и партии, первым словом, которое она говорила, было именно «нет»: «Нет, я не смогу. Ну что вы, конечно же, нет!». К счастью, рядом с ней всегда были люди, которые верили в способности Максимовой больше ее самой, и неуверенность не помешало ей построить потрясающую карьеру и стать настоящей звездой Большого театра.
«Неправильные» пальцы
У Максимовой с детства большие и соседние с ними пальцы на ногах были разной длины. Этот факт несколько смутил приемную комиссию, когда девочка поступала в Московское хореографическое училище. Некоторые экзаменаторы считали, что с такой особенностью она не сможет встать на пуанты. Но все опасения оказались напрасными. Правда, всякий раз, когда Екатерина надевала подобную обувь, ей приходилось использовать специальную обмотку для пальцев.
Сладкая парочка
Важным человеком в жизни Екатерины Максимовой был ее партнер по сцене и муж Владимир Васильев. Интеллигентная хрупкая девочка и сын шофера, крепкий мальчишка, познакомились в Москве в конце сороковых. Девочка долго не обращала особого внимания на мальчишку, а Владимир вскоре понял, что любит по-настоящему. Романтические отношения между ними завязались в старших классах, но, когда оба были зачислены в труппу Большого театра, влюбленные расстались. Лишь спустя три года они снова сошлись и больше уже не расставались. 3 июня 1966 года танцовщики узаконили свои отношения, так сказать, «на скорую руку», ведь сразу после регистрации им нужно было бежать на репетицию, а на следующий день - лететь в Париж на гастроли.
Максимову и Васильева называли великим дуэтом и в жизни, и на сцене. Их таланту аплодировали в 120 странах мира.
«Дочь» из Японии
Несмотря на успешную карьеру, Максимова хотела стать мамой, но так и не смогла осуществить свою мечту. Каждая новая беременность заканчивалась для балерины выкидышем, однажды она потеряла ребенка, находясь уже на пятом месяце. Когда врачи сказали артистке о рисках для здоровья будущего малыша, связанных с разными резус-факторами крови супругов, она раз и навсегда отказалась от идеи родить. Позже она все же стала мамой, правда, крестной, для своей японской ученицы Юкари Сайто. Екатерина считала своими детьми всех своих учеников.
Травма
В жизни балетных артистов случаются серьезные травмы, Максимова не исключение. В 1975 году на репетиции «Ивана Грозного» танцовщица повредила позвоночник. Врачи почти единогласно вынесли ей вердикт: «Больше никакой сцены». Однако у доктора Владимира Лучкова на этот счет было другое мнение. Мужчина не только сумел поставить Максимову на ноги, но и помог ей вернуться в Большой театр. Это произошло 10 марта 1976 года. После спектакля коллеги по цеху встречали Екатерину бурными аплодисментами, ведь ей удалось сделать невозможное.
Последний выход
В последний раз на родную сцену Большого театра Максимова вышла по случаю своего юбилея. 1 февраля 1999 года ей исполнилось 60 лет, и она танцевала в мини-балете Кларка «Сады Вилландри» на музыку Шуберта, который специально поставили ко дню рождения балерины.