Юрий Ерзинкян: маленькая хитрость великого режиссера
Презентацией книги ''Юрий Ерзинкян'' Союз кинематографистов Армении стартовал юбилейный год, посвященный столетию армянского советского режиссера, сценариста, художника.
Юрий Ерзинкян родился в 1922 году в Тбилиси.
Народный художник Армении Роберт Элибекян, в одном из своих интервью вспоминая, как они с Минасом Аветисяном учaствовали в создании фильма Юрия Ерзинкяна «Хатабала» (1971 год), сказал о талантливом режиссере: ''Это был самый интеллектуальный человек на нашем пространстве, он прекрасно разбирался в искусстве, литературе''. О снимках Фильма художник рассказал: ''Мы поднимались к нему на четвертый этаж и часами делали раскадровку. Минас обожал пастель, и мы делали по тридцать, сорок, иногда по шестьдесят раскадровок, эпизод за эпизодом, а Лида, жена Юры, поила нас чаем. Тогда существовали категории фильмов – первая, вторая, третья. За первую категорию платили самый большой гонорар. До нас дошли слухи, что в Госкино наши с Минасом раскадровки висят в шикарных рамах чуть ли не в каждом кабинете. Юра пошел на маленькую хитрость: дарил их чиновникам из Госкино, чтобы фильму дали первую категорию. Ко времени съемок в Ереване мы уже стали настоящими акулами кино. Стены квартиры купца Замбахова в павильоне студии вручную расписывали под обои, пастелью и гуашью''. По словам Элибекяна, с Ерзинкяном очень легко работалось, он и Минас не только делали костюмы, декорации, но и участвовали в создании кадров, было много импровизации.
''Хатабала'' стал первым цветным художественным фильмом талантливого режиссера. Кроме того, он снял такие картины, как ''Песня первой любви'', ''Голоса нашего квартала'', ''Кольца славы'', ''Трудный переход'', ''Жил человек'', ''Мосты через забвение'', ''Этот зеленый, красный мир'', ''Снег в трауре'', ''Схватка'', ''Куда идешь, солдат?'', ''Пять писем прощания''. Юрий Ерзинкян снял не только художественные фильмы, но и документальные: ''Второй армянский киноконцерт'', ''Архитектура социалистического Еревана'', ''Если приедете к нам в Ахпат'', ''Поет Рози Армен'', ''Гаяне'', ''Армянские фрески'', ''Паспорт в бессмертие''.
Юрий Ерзинкян скончался на 74-м году жизни в Москве.
Кстати, одна из интернет-пользователей решила создать гифки (анимационная картина) из армянских фильмов. Однако, по ее словам, не всякий режиссер строит эпизод так, чтобы его возможно было срезать на гифки. Ни один армянский фильм не был снят так, кроме «Пэпо» Амо Бек-Назаряна. Как отмечает автор гифок (aвтор идеи - Нарине Эйрамджянц, исполнение - Александр Мощяков), этот фильм весь соткан из микроэпизодов на крупных и средних планах, внутри которых идет самостоятельное действие, эмоциональные реакции персонажей. Эти микроэпизоды и обрели новый самостоятельный формат в виде гифок. С большим трудом удалось найти еще один фильм. Это оказалась «Хатабала» Юрия Ерзинкяна, который повторил прием Бек-Назаряна, сняв фильм из таких же выразительных эпизодов.