Арно Бабаджанян: "человек, обласканный судьбой" (ВИДЕО)
Уже более века музыка «композитора радости и света» живет в наших сердцах. А вместе с музыкой и сам Арно Бабаджанян. По случаю дня рождения великого композитора мы собрали воспоминания современников о нем.
Константин Игумнов (профессор Московской консерватории): "Мой студент Московской консерватории, Арно Бабаджанян, - личность редкой одаренности и талантливости. Помимо композиторского дара он обладает прекрасными исполнительскими, музыкальными и техническими данными… Можно с уверенностью предсказать ему прекрасное артистическое будущее".
Александра Пахмутова (советский и российский композитор): "Арно Бабаджаняна можно назвать человеком, обласканным судьбой, он жил в гармонии с самим собой в мире прекрасной музыки. Он был настолько многогранный музыкант, что мог делать абсолютно все".
Мстислав Ростропович (Советский и российский виолончелист, пианист, дирижер, композитор) "Блистательный композитор, гениальный пианист, любимый сосед и преданный друг на многие годы – вот кем был для меня великолепный Арно, который, несмотря на раннюю смерть, успел совершить значительный вклад в музыку своего времени".
Эмиль Гилельс (советский пианист): "В памяти запечатлелась одна из наших первых встреч в большом зале консерватории в день защиты его дипломной работы. Своим восхитительным исполнением он пленил всех нас".
Кирилл Молчанов (советский композитор): "Я никогда не скрывал своей подлинной влюбленности в неповторимый талант А. Бабаджаняна, столь щедро отпущенный ему природой. Он музыкант от рождения. Его мироощущение, его чувства, его страсти, увлечения, его муки и радости – все это музыка. Он мыслит музыкальными образами и его образный мир музыкален. Я уверен, что не преувеличиваю, когда говорю, что Арно Бабаджанян в музыкальном мире – явление поистине уникальное".
Родион Щедрин (советский и российский композитор, пианист): "Меня всегда трогало и трогает, как трепетно Арно любит свой край, свой народ, свой родной язык, музыку своего народа. В этой пламенной и одновременно нежной любви я вижу истоки его творчества. Никогда не забуду, как Арно Бабаджанян знакомил меня с Арменией – с такой проникновенной любовью к своей родине, что от волнения дух захватывало".
Дмитрий Шостакович (российский и советский композитор): “Бабаджанян — выдающийся музыкант, наделенный большим композиторским даром, а как пианист он заслуживает самого большого восторга”.
Адам Худоян (армянский композитор): "Наверное, еще много будет сказано о доброте Арно, его редчайшей отзывчивости, готовности прийти на помощь. Эти свойства его натуры еще будут изучены и поставлены, я уверен, в прямую связь с удивительной человечностью, эмоциональной наполненностью и редчайшей «контактностью» его музыки. Вглядываюсь в фотографии, вспоминаю встречи - Арно всегда был в центре внимания, быть может, даже не сознавая этого. Он удивительно умел заполнять собой окружавшее его пространство".
Эдвард Мирзоян (советский, армянский композитор) "Нет никаких сомнений, что Арно Бабаджанян - гениальное явление ХХ века. Со временем масштабы его личности становятся все более ощутимы. Долгожителями оказались даже эстрадные песни, которые в свое время считали однодневками. С каким трудом он их писал! Он был почитаем как композитор, своей игрой восхищал Игумнова, Рихтера и Гилельса, а великой душой покорял сердца миллионов слушателей. Внешне часто казался грубым, бесцеремонным, циничным, но на самом деле был очень нежен - эта нежность слышна в его лирике".
Андрей Дементьев (поэт): «Это был настолько влюбленный в жизнь человек, в нем было столько юмора, человечности, что и сама музыка рождалась из этой доброты. У него было интуитивное чувство прекрасного. Арно Бабаджанян остался композитором света и радости».
Евгений Евтушенко (поэт): "Арно Бабаджанян родился музыкантом. Его талант не есть итог, приобретенных кропотливым трудом знаний, а врожденное дарование природы. Его талант весьма разнообразен, начиная с симфонизма и до кажущихся простыми и сразу запечатлевающихся в памяти мелодий. Почти во всех произведениях ненавязчиво подчеркивается армянство автора. Арно Бабаджаняну я посвятил стихотворение «Армянская лоза», в котором говорится, что, когда наступает осень, виноградную лозу покрывают землей, чтобы она вновь возродилась. Так возрождаются и души – жизнь побеждает смерть".
Народный артист СССР Армен Джигарханян вспоминал одну из бесед с Арно Бабаджаняном: «Я спросил: “Арно Арутюнович, а как вы музыку пишете?” Он ответил по-армянски: “Слышу”.
Мне кажется, что тогда я не был удовлетворен этим ответом. …И вот прошло много лет, и я неоднократно вспоминаю этот случай. И еще раз убеждаюсь в том, что все гениальное - просто. Вот это, я думаю, одно из поразительных качеств каждого великого художника. Потому что за этим “слышу” - целый мир».
В одном из интервью Ара Бабаджанян делился курьезным случаем. Семья жила тогда в центре Москвы, в доме национальный вопрос никогда не поднимался. А соседями были в основном евреи. Поэтому когда маленького Араика спросили, кто он по национальности, он решил, что тоже еврей, о чем заявил вопрошавшему, а вечером поведал и отцу. Арно был раздосадован, даже не поскупился на оплеуху и только потом рассказал сыну о корнях.
Бабаджанян всю жизнь прожил с одной женщиной - Терезой, которая была перспективной пианисткой, но предпочла ради супруга отказаться от дальнейшей карьеры, чтобы всю себя посвятить избраннику, став единственной музой великого Бабаджаняна.
В прошлом году, по инициативе Московского культурно-делового центра «Дом Москвы» в Ереване, в регионах Армении проводились концертные программы с песнями маэстро, посвященные 100-летию Арно Бабаджаняна. В Ереване, в концертном зале Арама Хачатуряна, также состоялся большой концерт, который проходил в рамках мероприятий 874-летия Москвы. Под руководством художественного руководителя и главного дирижера Национального филармонического оркестра Эдуарда Топчяна, армянские и российские певцы в концерте «7 песен о Москве» исполнили популярные песни великого армянского композитора.