Интервью с директором историко-археологического музея-заповедника «Эребуни» Микаэлом Бадаляном
Музеи Москвы и Еревана: МКДЦ «Дома Москвы» в Ереване начинает новый цикл.
Сегодня предлагаем ознакомиться с историко-археологическим музеем-заповедником «Эребуни».
На холме Арин-Берд на окраине столицы Армении находится крепость Эребуни, которая в древние времена славилась своим могуществом. В беседе с нами директор историко-археологического музея-заповедника Микаэл Бадалян рассказал, что археологические исследования Эребуни были начаты лишь с 1893 года, когда Императорская археологическая комиссия во главе с ученым А.Ивановским приобрела у жителя окрестного села камень с урартской клинописью, принадлежащий царю Аргишти I. Именно в 1893 года были начаты первые археологические раскопки и исследования. Однако, как отмечает Бадалян, раскопки оказались не совсем удачными, так как не повлекли за собой важных археологических и исторических открытий.
Все изменялось в 1939 году, когда по инициативе Бориса Пиотровского начались археологические раскопки Кармир Блура. В 1950 году небольшой научно-исследовательский отряд экспедиций Кармир Блура на холме Арин-Берд обнаружил клинописную надпись, которую историки называют «паспортом» Еревана. С тех пор было положено начало систематических раскопок на территории древней крепости.
Касаясь истории создания музея-заповедника, Микаэл Бадалян отметил, что его открытие состоялось в 1968 году и было приурочено к 2750 лет Эребуни-Еревана. «Было принято очень важное решение, что, в свою очередь способствовало популяризации и сохранения нашей истории и культурного наследия, ведь до этого все артефакты, найденные в Эребуни хранились и выставлялись в Российском Государственном Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Музей истории Армении и Музее истории Еревана».
Представляя фонды историко-археологического музея-заповедника «Эребуни», директор подчеркнул, что «Постоянная экспозиция музея богата уникальными фресками урартской эпохи. Представлены оригинальные клинописные надписи, памятники, которые являются свидетельством рождения нашего города, артефакты, найденные с раскопок Эребуни, Кармир Блура и Биайнской гробницы». Большую ценность и научный интерес представляют четыре серебряных ритона, которые были найдены случайно в подвале дома, находящегося неподалеку от территории древней крепости.
Вместе с этим, музей активно использует формат временных экспозиций, которые достаточно популярны среди посетителей. Только в 2020 и 2021 годах, в таком формате были успешно реализованы три выставки, а экспозиция «Безмолвные свидетели древней Армении» вызвала несказанный интерес.
Сегодня в музее можно посмотреть временную экспозицию «Женщина и археологические сокровища Нор Армавира», где впервые в истории музея представлены золотые артефакты, украшения и одеяния урартской женщины. Микаэл Бадалян особо подчеркнул, что выставку посетили огромное количество людей - более 17.000 человек.
Директор музея-заповедника поделился с нами также планами на будущее. «Сейчас мы работаем над концепциями 2 запланированных выставок, ищем новые и решения. Для нас очень важно, чтобы экспозиция соответствовала современным стандартам». Одна из них будет посвящена деятельности выдающегося армянского архитектора Степана Налбандяна. О второй выставке Микаэл Бадалян предпочел пока не рассказывать, но заверил, что она будет уникальна и интересна как для жителей Армении, так и туристов.
В ходе беседы, директор рассказал об образовательных программах музея-заповедника «Эребуни», которые составляют неотъемлемой часть их деятельности. Он горделиво подчеркнул, что на сегодняшний день музей реализует шесть образовательных программ, которые рассчитаны на школьную аудиторию и туристов (в том числе и российских).
Говоря о международной деятельности музея, Микаэл Бадалян отметил, что они давно и активно сотрудничают с французскими, австрийскими, российскими коллегами, которые участвуют в научных экспедициях и в жизни историко-археологического комплекса. Рассказывая о партнерстве с российскими музеями, директор особо подчеркнул сотрудничество с Государственным Эрмитажем, Музеем изобразительных искусств им. Пушкина и Российским институтом реставрации, которая значительно активизировалась в последние 2 года, «о чем свидетельствует не только мои визиты в Москву и Санкт-Петербург, но и подписанные недавно Соглашения о сотрудничестве с Музеем изобразительных искусств имени Пушкина и Российским институтом реставрации».
Микаэл Бадалян также добавил, что благодаря подписанным соглашениям, станет возможным реализовать множество научно-исследовательских и реставрационных проектов, что «позволит спасти судьбу многих урартских фресок. В частности, мы очень надеемся, что Музей изобразительных искусств имени Пушкина поможет в анализе урартских фресок, а в ближайшее время направит в Ереван мастреа-реставратора, который проведет мастер-класс для сотрудников Музея-заповедника «Эребуни» и поделится профессиональными навыками и секретами.
На вопрос о том, в чем секрет долголетия и популярности музея, директор ответил: «В слаженной, командной работе. Коллектив музея – настоящие профессионалы, которые любят Музей и делают все, чтобы «Эребуни» оставался визитной карточкой Еревана и Армении. В нашей дружной команде работает лучший 3D реставратор по урартским памятникам Рубен Саркисян, один из лучших молодых урартологов Армении Ваге Саркисян, известный специалист по реставрации древних металлических изделий Манвел Галачян». «Очень важно любить музей, беречь свою историю и не пренебрегать собственным культурным наследием»,- добавил Микаэл Бадалян.
В заключении директор историко-археологического музея «Эребуни» Микаэл Бадалян отметил, что налажено стабильное и плодотворное сотрудничество с Московским культурно-деловым центром (МКДЦ) «Дом Москвы» в Ереване. Недавно в музее состоялась встреча с генеральным директором МКДЦ Ваграмом Карапетяном. «Мы обсудили возможности реализации совместных проектов»-, сказал г-н Бадалян и отметил, что рад сложившемуся сотрудничеству.