Ко дню рождения Мастера: 5 спектаклей по Булгакову
15 мая исполняется 130 лет со дня рождения Михаила Булгакова — русского и советского писателя, драматурга, театрального режиссера и актера. Автора романов, повестей и рассказов, множества фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев, оперных либретто.
Один их самых ярких писателей XX века родился 15 мая 1891 г. Литературную карьеру он начал уже после того, как получил впечатляющий жизненный опыт, поработав врачом во время Первой Мировой и Гражданской войны. Лишь переехав в Москву в 1921 году Булгаков смог полноценно посвятить себя писательству. Вот почему творчество Булгакова насквозь автобиографично.
«История стала соавтором его произведений, а непростое отношение власти оказало сильное влияние на творческую судьбу. В книгах Булгакова нашлось место и российской истории, земной и неземной любви, сатире, трагедии творческой личности», – пишет о нем известный историк театра и доктор искусствоведения Анатолий Смелянский.
Работа в профессиональном театре для Михаила Афанасьевича Булгакова началась сразу с Московского Художественного театра (до этого у писателя были попытки написать пьесы для провинциальных театров, о которых Булгаков вспоминал с неким призрением).
Михаил Афанасьевич был крупнейшим послереволюционным автором МХАТ, он связал с этим театром всю свою драматургическую жизнь и свою человеческую судьбу. Художественный театр дал ему возможность развернуть свой талант и создать спектакль «Дни Турбиных», который во многом определил будущее второго мхатовского поколения. Вместе с тем жизнь писателя в театре складывалась очень и очень непросто, но представить сегодня театр без пьес Булгакова уже невозможно.
Ко дню рождения писателя мы подготовили для вас 5 постановок произведений писателя, который стоит и можно посмотреть онлайн.
ПОСЛЕДНИЕ ДНИ, ЛЕНТВ 1968
Начнем со знакомого всеми формата просмотра постановок – телеспектакля. «Последние дни» – телевизионный фильм-спектакль по пьесе М.А. Булгакова о последних днях жизни А.С. Пушкина. Пьеса написана в 1935 году. Её создание было приурочено к 100-летию со дня гибели поэта, однако при жизни автора пьеса не ставилась и не публиковалась. В 30-е годы, планировалась её постановка в театре имени Вахтангова. Однако в прессе последовали обличительные статьи, и работу над спектаклем отменили. В 1939 году к идее создания спектакля вернулся МХАТ. Но и этой постановки Булгаков не дождался – он умер 10 марта 1940 года, а премьера состоялась только в 1943-м. В 1968 году за экранизацию пьесы Булгакова взялся режиссёр Александр Белинский. Особенность пьесы заключалась в том, что рассказ о главном герое вёлся практически без него самого. Главными героями выступали друзья и недруги Пушкина, а образ поэта рождался в их разговорах о нём.
МАСТЕР И МАРГАРИТА, ТЕАТР НА ТАГАНКЕ 1977
В 1977 году спектакль «Мастер и Маргарита» в постановке Юрия Любимова стал первой сценической интерпретацией знаменитого булгаковского романа. С того времени он не сходит с подмостков, собирая аншлаги в Театре на Таганке.
Художественный стиль Михаила Булгакова и эстетика Театра на Таганке оказались удивительно созвучными. Сложная структура романа полностью сохранена на сцене и дополнена еще одной сюжетной линией – героями стали сам Автор и его Роман. Основные направления сюжета – легенда оказни Христа итрагическая судьба Мастера, воссоздавшего эту легенду в своем романе. Впостановке использованы фрагменты из произведений Сергея Прокофьева, Томмазо Альбинони, Иоганна Штрауса, Юрия Буцко.
На видео запись 2007 года.
БЕЛАЯ ГВАРДИЯ, МХТ им. А. П. Чехова 2004
«Белая гвардия» Михаила Булгакова – лирическая исповедь о русской истории, трагический рассказ о Гражданской войне, книга полная любви, сострадания и веры. В романе автор психологически тонко показывает трагедию русской интеллигенции.
«…Я проснулся после грустного сна. Мне снился родной город, снег, зима, гражданская война… Во сне прошла передо мною беззвучная вьюга, а затем появился старенький рояль и возле него люди, которых нет уже на свете… Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй…» (Михаил Булгаков).
.
ТЕАТРАЛЬНЫЙ РОМАН (ЗАПИСКИ ПОКОЙНИКА), МАСТЕРСКАЯ ПЕТРА ФОМЕНКО 2012
Мастерская Фоменко вела работу над романом Булгакова — развернутым театральным фельетоном о Художественном театре и его основоположниках — в порядке профилактики, чтобы самим не забронзоветь. Из двух сюжетов — про МХАТ, в тридцатых годах ставший пародией на самого себя, и про автора, очарованного театром и раздавленного его жерновами, — они выбрали второй. Максудова — лирического героя самого Булгакова — играет Кирилл Пирогов.
.
МОЛЬЕР (КАБАЛА СВЯТОШ), МОСКОВСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР САТИРЫ
2013
По замыслу режиссера Юрия Еремина, булгаковский Мольер – «герой на все времена».
У Александра Ширвиндта Мольер не просто знаменитый актер и великий драматург, он еще и руководитель прославленной труппы, и ранимый человек, переживающий сложные периоды жизни.
Классическая история, не лишенная загадок и мистики, развивается в разные исторические эпохи – от Людовика-Солнца до наших дней. Меняются ритмы, нравы, манеры, мода. На смену пудренным парикам и камзолам придут фраки и цилиндры, френчи и пиджаки. Вечным остается только искусство и булгаковский сюжет, в котором причудливо переплелись темы: художник и власть, любовь и предательство, талант и зависть.