В книжном клубе Дома Москвы в Ереване обсудили творчество Евгения Евтушенко
Его первые детские стихи были посвящены спорту и праздничным датам. А произведения о проблемах и переживаниях советского человека стали печатать только в годы оттепели. Уже в 28 лет этот поэт прославился резонансной поэмой «Бабий Яр», и на основе этого и других стихотворений Дмитрий Шостакович написал симфонию. Столь одаренной личности, каким был поэт, прозаик, публицист, чтец-оратор, сценарист, дважды номинант Нобелевской премии Евгений Евтушенко (в июле ему исполнилось 100 лет) было посвящено очередное собрание книжного клуба библиотеки МКДЦ «Дом Москвы» в Ереване.
В ходе встречи ведущая собрания преподаватель кафедры русского языка для гуманитарных факультетов ЕГУ Мария Мелкумян рассказала, что с малых лет родители будущего поэта — отец-стихотворец и мать- актриса прививали сыну любовь к книгам: читали вслух, пересказывали занятные факты из истории, обучая мальчика чтению. С 6 лет маленький Женя уже взахлеб читал, причем совсем не детских авторов — Дюма и Сервантеса.
Было отмечено, что хотя в школе Евгений учился неважно, зато с большим удовольствием и воодушевлением занимался в поэтической студии при районном Доме пионеров в Москве. Впоследствии «выучился на поэта» в Литературном институте им. Горького. Первая книга стихов Евтушенко «Разведчики грядущего» вышла в 1952 году и это стало основанием, чтобы в том же году он стал самым молодым членом Союза писателей СССР, минуя ступень кандидата в члены СП.
В начале 1950-х, когда в Советской стране начался поэтический бум, поэт с Робертом Рождественским (они сдружились в студенческие годы), Андреем Вознесенским, Булатом Окуджавой и Беллой Ахмадулиной (будущей женой) регулярно читали свои стихи со сцены Политехнического института. Все они вскоре стали яркими представителями поэтов-шестидесятников, книги которых расхватывали не доходя до прилавков.
Члены книжного клуба вместе с библиотекарем Мариной Гевондян отметили, что знакомству Евгения Евтушенко с Арменией, переросшему в крепкую и искреннюю дружбу, была посвящена его статья «Мысль как эмоция». В ней поэт приходит к убеждению, что многое в отношении к любому народу зависит от первого знакомства с конкретным человеком. «…Мне повезло, что первым армянином, с которым я близко познакомился и подружился, был выдающийся поэт и человек — Паруйр Севак», — писал он. Они вместе учились в Литинституте в Москве.
В Армению Евтушенко впервые приехал в 1957 году по случаю смерти своего выдающегося коллеги Аветика Исаакяна. «Это было похоже на траурный праздник победы поэзии над смертью. Из разных городов и сел Армении шли десятки тысяч людей, чтобы отдать дань любви великому Варпету», — вспоминал Евтушенко тот день, в который перед ним предстала «душа армянского народа в его исторической трагедийной разбросанности по всему земному шару и в то же время с неутраченной, а может быть, еще более обострившейся жаждой единства».
Примечательно, что поэт тесно сотрудничал со многими именитыми композиторами, в том числе с Арно Бабаджаняном (песня «Не спеши»), Микаелом Таривердиевым (песня «Со мною вот что происходит», которая звучит в фильме «Ирония судьбы или С легким паром!»), с Эдуардом Колмановским («Хотят ли русские войны»), Андреем Эшпаем («А снег идет») и многими другими.
В завершение встречи Мария Мелкумян исполнила песню «Со мною вот что происходит», слова которой Евгений Евтушенко посвятил своей жене Белле Ахмадулиной.
Записаться в книжный клуб и библиотеку можно ежедневно с 09:00 до 18:00 (кроме субботы и воскресенья).