Сегодня день рождения Михаила Афанасьевича Булгакова, выдающегося русского писателя и драматурга, автора «Мастера и Маргариты», «Белой гвардии», «Записок юного врача» и «Собачьего сердца», «Дней Турбиных», «Зойкиной квартиры» и «Бега»…

Один их самых ярких писателей XX века родился 15 мая 1891 г. в семье профессора Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова и его жены Варвары Михайловны. Отец пытался воспитать в нем «духовного» человека. В библиотеке семьи Булгаковых было множество книг, которые с упоением читал «Миша». В обязательном порядке детям прививалась любовь к музыке. Засыпали они под Шопена – по вечерам мать играла на рояле, а отец на скрипке.

Литературную карьеру он начал уже после того, как получил впечатляющий жизненный опыт, поработав врачом во время Первой Мировой и Гражданской войны. Лишь переехав в Москву в 1921 году Булгаков смог полноценно посвятить себя писательству. Вот почему творчество Булгакова насквозь автобиографично. В его произведениях можнонайти не только параллели между разными произведениями автора, но и сего собственной жизнью, а она у него была насыщенной. Он успел пережить безумие революции, проклинал войну, видел закат белого движения, болел тифом, голодал, сочинял пьесы, которые запрещали одну за другой, и писал роман «Мастер и Маргарита», который никак не мог быть напечатан при его жизни.  «История стала соавтором его произведений, а непростое отношение власти оказало сильное влияние на творческую судьбу. В книгах Булгакова нашлось место и российской истории, земной и неземной любви, сатире, трагедии творческой личности», – пишет о нем известный историк театра и доктор искусствоведения Анатолий Смелянский. Произведения Булгакова отвечают не на сиюминутные, а на вечные вопросы, поэтому до сих пор актуальны.

Ко дню рождения писателя мы подготовили для вас 10 экранизаций и постановок произведений писателя, который стоит и можно посмотреть онлайн.

Экранизации

Произведения Булгакова многократно экранизировались в России и за рубежом. Многие картины были сняты на «Мосфильме» и сегодня доступны для бесплатного просмотра в онлайн-кинотеатре и на YouTube-канале Киноконцерна. Предлагаем наш спискок экранизаций.

«Бег»
1970

Пьесу о судьбе интеллигенции и офицеров белой гвардии Михаил Булгаков начал писать в 1926 году. В основу сюжета легли воспоминания жены писателя, которая бежала от войны вместе с первым мужем и в эмиграции жила во Франции и Германии.

За экранизацию пьесы взялись режиссёры Александр Алов и Владимир Наумов. Это была первая советская экранизация Булгакова, да и материал обязывал. Сценарий писали, основываясь разу на нескольких произведениях — «Бег», «Белая гвардия» и «Чёрное море». Пробы для фильма проходили не только исполнители главных и вторых ролей, но и массовка. Без проб были утверждены Евгений Евстигнеев и Михаил Ульянов, а утверждённого Глеба Стриженова уже во время съёмок заменили на малоизвестного тогда актёра Владислава Дворжецкого. Съёмки проходили в Москве и Подмосковье, Севастополе, Стамбуле, Пловдиве и Париже.

Драма «Бег» участвовала в основном конкурсе Каннского кинофестиваля.

[

«Иван Васильевич меняет профессию»
 1973

Фантастическую пьесу «Блаженство» о путешествии героев из Москвы 1930-х годов в XXIII век Михаил Булгаков начал писать по заказу мюзик-холла, который хотел поставить эксцентрический спектакль. В процессе работы договор был расторгнут, но пьесой заинтересовался театр Сатиры. Однако, готовый материал руководство не впечатлил и автору предложили переписать сюжет, чтобы в нём был комический Иван Грозный и не было никаких взглядов в будущее. Новый вариант назывался «Иван Васильевич» и герои теперь отправлялись в прошлое… В ходе переделок из пьесы ушёл почти весь юмор, а после репетиции в присутствии партийных руководителей СССР и разгромной статьи о булгаковских постановках её вообще запретили.

Пьеса отправилась «на полку» и пролежала там 40 лет в ожидании Леонида Гайдая. Для того, чтобы «Иван Васильевич» прошёл цензуру, на сценарий пришлось потратить восемь месяцев. Сценарий писался под Юрия Никулина, но актёр сниматься в роли Грозного отказался, мотивировав тем, что произведений Булгакова сложная судьба, и фильм никто не увидит… Однако он ошибся. У этой экранизации, где на роль царя в итоге был утвержден Юрий Яковлев, была счастливая судьба — после некоторых правок фильм вышел на экраны и стал одной из самых популярных советских комедий. А вот Никулин очень огорчился из-за своего отказа, когда увидел готовый фильм.

«Собачье сердце»
1988

Повесть Михаила Булгакова о медицинском эксперименте профессора Преображенского была написана в 1925 году. Из-за острой сатиры и проблем с властями опубликовать пьесу не было возможности, более того — рукопись изъяли при обыске и вернули только через три года. До 60-х годов «Собачье сердце» можно было большой осторожностью почитать в самиздате. Первая официальная публикация появилась в 1968 году — повесть напечатали в русскоязычных журналах Франкфурта и Лондона, а в СССР «Собачье сердце» вышло только в 80-х годах.

Когда режиссёр Владимир Бортко решил снять «Собачье сердце» — это была уже вторая экранизация произведения, десятилетием раньше вышел фильм итало-немецкого производства. На роль профессора Преображенского пробовались Леонид Броневой, Михаил УльяновЮрий Яковлеви Владислав Стржельчик, но лучше всего образ получился у Евгения Евстигнеева.

Через два года после выхода фильма Владимиру Бортко и Евгению Евстигнееву вручили Госпремию.

«Красный остров»
 1991

С приходом перестройки количество отечественных экранизаций Булгакова предсказуемо увеличилось. Но так как этот период совпал со стремительным падением качества фильмов, встречаются и вот такие подделки. Александр Фенько, помимо «Красного острова» снявший лишь одну картину под названием «Будулай, которого не ждут», составил сценарий этого фильма на основе пьес «Багровый остров», «Театральный роман», «Иван Васильевич», «Мольер», повести «Дьяволиада» и ранних рассказов писателя. В сюжете о том, как тихий, но пьющий писатель-неудачник пошел на сделку с Мефистофелем, имеется обязательные для фильмов того периода артисты Семён Фарада, Татьяна Васильева и двойник Владимира Ильича Ленина. Заходите, в общем, на свой страх и риск.

«Мастер и Маргарита»
1994, 2005

«Мастера и Маргариту» Михаил Булгаков писал более десяти лет, но роман так и остался незавершенным из-за смерти автора. Первую версию в 1930-м году Булгаков сжег от обиды и отчаяния после запрета его пьесы «Кабала святош». Второй вариант он начал писать только через несколько лет. Работа продолжалась десять лет, он писал уже третью редакцию, когда здоровье писателя ухудшилось. Смертельно больной, он все еще работал над романом «Мастер и Маргарита». «Дописать раньше, чем умереть!» – написал он на титульном листе. К работе подключилась жена Елена Шиловская, благодаря которой культовое увидело свет…

Рукописи не горят. И только люди иногда уходят. 10 марта 1940 года во второй половине дня писатель заснул. И так ровно и глубоко было его дыхание, что жена подумала: свершилось чудо, он поборол болезнь! «Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле…».

Она собрала, свела воедино и отредактировала все черновые записи. Роман печатался в самиздате до 60-х годов, пока в журнале «Москва» не появилась отцензурированная версия. Книга без купюр вышла только в 1973 году.

Многие советские режиссёры собирались снимать «Мастера и Маргариту», но по разным причинам это никому не удавалось. Первым, у кого получилось осуществить задуманное, стал Юрий Кара, который снял экранизацию в 1994 году, но из-за конфликта с продюсерами и правообладателем премьера отложилась на целых семнадцать лет. И когда премьера состоялась, то первая экранизация оказалась второй — к тому времени на экраны уже вышел сериал «Мастер и Маргарита» Владимира Бортко

Постановки в театре

Работа в профессиональном театре для Михаила Афанасьевича Булгакова началась сразу с Московского Художественного театра (до этого у писателя были попытки написать пьесы для провинциальных театров, о которых Булгаков вспоминал с неким призрением).

Михаил Афанасьевич был крупнейшим послереволюционным автором МХАТ, он связал с этим театром всю свою драматургическую жизнь и свою человеческую судьбу. Художественный театр дал ему возможность развернуть свой талант и создать спектакль «Дни Турбиных», который во многом определил будущее второго мхатовского поколения. Вместе с тем жизнь писателя в театре складывалась очень и очень непросто, но представить сегодня театр без пьес Булгакова уже невозможно.

В нашей подборке лишь некоторые постановки, которые можно посмотреть, сидя дома.

Последние дни, ЛенТВ
1968

Начнем со знакомого всеми формата просмотра постановок – телеспектакля. «Последние дни» – телевизионный фильм-спектакль по пьесе М.А. Булгакова о последних днях жизни А.С. Пушкина. Пьеса написана в 1935 году. Её создание было приурочено к 100-летию со дня гибели поэта, однако при жизни автора пьеса не ставилась и не публиковалась. В 30-е годы, планировалась её постановка в театре имени Вахтангова. Однако в прессе последовали обличительные статьи, и работу над спектаклем отменили. В 1939 году к идее создания спектакля вернулся МХАТ. Но и этой постановки Булгаков не дождался – он умер 10 марта 1940 года, а премьера состоялась только в 1943-м. В 1968 году за экранизацию пьесы Булгакова взялся режиссёр Александр Белинский. Особенность пьесы заключалась в том, что рассказ о главном герое вёлся практически без него самого. Главными героями выступали друзья и недруги Пушкина, а образ поэта рождался в их разговорах о нём.

БЕЛАЯ ГВАРДИЯ, МХТ им. А. П. Чехова
2004

«Белая гвардия» Михаила Булгакова – лирическая исповедь о русской истории, трагический рассказ о Гражданской войне, книга полная любви, сострадания и веры. В романе автор психологически тонко показывает трагедию русской интеллигенции.

«…Я проснулся после грустного сна. Мне снился родной город, снег, зима, гражданская война… Во сне прошла передо мною беззвучная вьюга, а затем появился старенький рояль и возле него люди, которых нет уже на свете… Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй…» (Михаил Булгаков).

ТЕАТРАЛЬНЫЙ РОМАН (ЗАПИСКИ ПОКОЙНИКА), МАСТЕРСКАЯ ПЕТРА ФОМЕНКО
2012

Мастерская Фоменко вела работу над романом Булгакова — развернутым театральным фельетоном о Художественном театре и его основоположниках — в порядке профилактики, чтобы самим не забронзоветь. Из двух сюжетов — про МХАТ, в тридцатых годах ставший пародией на самого себя, и про автора, очарованного театром и раздавленного его жерновами, — они выбрали второй. Максудова — лирического героя самого Булгакова — играет Кирилл Пирогов.

Мольер (Кабала святош), Московский академический театр Сатиры
2013

 

По замыслу режиссера Юрия Еремина, булгаковский Мольер – «герой на все времена».

У Александра Ширвиндта Мольер не просто знаменитый актер и великий драматург, он еще и руководитель прославленной труппы, и ранимый человек, переживающий сложные периоды жизни.

Классическая история, не лишенная загадок и мистики, развивается в разные исторические эпохи – от Людовика-Солнца до наших дней. Меняются ритмы, нравы, манеры, мода. На смену пудренным парикам и камзолам придут фраки и цилиндры, френчи и пиджаки. Вечным остается только искусство и булгаковский сюжет, в котором причудливо переплелись темы: художник и власть, любовь и предательство, талант и зависть.

 

БЕГ, ТЕАТР ИМ. ЕВГЕНИЯ ВАХТАНГОВА
2015

Пьеса «Бег» – знаковое для творчества Михаила Булгакова произведение. Е.С. Булгакова вспоминала: «Это была любимая пьеса Михаила Афанасьевича. Он любил эту пьесу, как мать любит ребенка».

Валентин Каверин писал о пьесе: «Бег» разрушает условные границы жанра, то перед нами психологическая драма, то фантасмагория, почти выпадающая из реальных представлений об окружающем мире».

Сценическая история пьесы «Бег» была непростой. После запрета в 1928 году ее репетиций во МХАТе, вопрос о постановке «Бега» четырежды рассматривался на заседаниях Политбюро. Второго, после «Дней Турбиных», появления белого офицерства на сцене власти не допустили. При жизни автора пьеса не была поставлена, что «было для М. Булгакова почти катастрофой». Премьера «Бега» состоялась только в 1957 году в Сталинграде.

«Бег» для меня – это состояние человека, проснувшегося после сна, в котором его преследовал кошмар, видения… а утром ты обретаешь покой… Ты один, очень тихо, в соседней комнате спят родные,.. все хорошо,.. и ты спокоен и счастлив…», – говорит режиссер спектакля Юрий Бутусов.

Спектакль награжден Театральной премией СТД РФ «Гвоздь сезона», его исполнители – Виктор Добронравов, Екатерина Крамзина, Сергей Епишев, Артур Иванов, Валерий Ушаков стали лауреатами Премии города Москвы 2017 года в области литературы и искусства в номинации «Театральное искусство», Екатерина Крамзина награждена премией «МК» сезон 2014/15 в номинации «Лучшая женская роль», а Александру Сиваеву присуждена премия «Золотая маска» в номинации «Работа художника по свету».

На записи, которую мы предлагаем посмотреть, – отрывки спектакля и обсуждение пьесы режиссером Юрием Бутусовым и творческим коллективом Театра им. Евгения Вахтангова.