О Москве

«Приди ко мне, брате, в Москов»

 

Первое упоминание о Москве встречается в летописи XII века (отсюда датой основания города считается 1147 год), когда период Киевской Руси подходил к концу и государство распадалось на удельные княжества. В то время князь ростово-суздальский Юрий Долгорукий (1090–1157) принялся строить новые города и заселять их. Так появились Переславль-Залесский, Юрьев-Польский, Дмитров. Вдоль Москвы-реки в то время находилось несколько сёл, которые принадлежали боярину Кучке. Они не были объединены в один город и не имели крепости, но их месторасположение как нельзя лучше подходило для основания укреплённого города, пограничного пункта.

Согласно летописи Юрий Долгорукий казнил боярина Кучку из-за того, что тот не хотел передавать свои земли князю. Здесь были возведены укреплённые деревянные стены кремля, которые служили для защиты жителей бывших сёл. Некоторое время город назывался Кучков, а затем за ним закрепилось название Москва — по имени Москвы-реки.

Невозможно понять человека, прочитав его биографию. И нельзя узнать город, изучив скупой перечень дат и событий. Поэтому знакомство с историей Москвы предлагаем начать с отдельных зданий, чтобы увидеть этот город, почувствовать его историю и открыть для себя что-то новое, отличное от стандартных справочников.
Прямо напротив здания Мэрии Москвы на Тверской улице стоит заметный памятник: средневековый воин на коне — основатель города Москвы Юрий Долгорукий. На самом деле никто не знает, как именно выглядел князь, и это место в центре столицы, как и многие другие улицы, площади и дворы — совокупность легенд, исторических реалий, людских судеб и сменяющих друг друга идеологий.
Ранее, до Долгорукого, напротив дома генерал-губернатора Москвы (ныне — Мэрия) стоял уникальный памятник легендарному герою Русско-турецкой войны генералу Скобелеву, любимцу армии и народа. Памятник был открыт 24 июня 1912 года, а 1 мая 1918 года памятник снесли во исполнение декрета «О снятии памятников царям и их слугам». На месте памятника в том же 1918 году был воздвигнут монумент советской конституции, в 1919 году дополненный статуей Свободы и просуществовавший до 1941 года. Наконец, в 1954 году был установлен памятник Юрию Долгорукому.

Частокол на Боровицком холме

Первые поселения неизвестных дославянских племен, по данным археологов, находились на высоком Боровицком холме (это то место, где сейчас находится храм Василия Блаженного) ещё во втором тысячелетии до нашей эры.
Далее — естественный процесс роста любого средневекового города. Поселение нужно было защищать. Появился частокол, потом крепостные стены, возник Кремль. От него в стороны других крупных городов Руси разошлись дороги (ныне — шоссе). Иногда история шутила: печально знаменитый Владимирский тракт, по которому долгое время отправляли звенящих кандалами каторжников, в советское время получил название «шоссе Энтузиастов».
За стенами Кремля селились ремесленники разных специализаций — росли и ширились слободы, их обносили новыми стенами. Так появилась Китайгородская стена, потом — стена Белого города (ныне — Бульварное кольцо), потом — Земляной вал. Это ров с частоколом, протяжённость которого была уже 16 километров (ныне — Садовое кольцо). В 1742 году в качестве таможенной границы Москвы был утверждён Камер-Коллежский вал. Периметр кольца — 37 километров. На въездах в город стояли заставы, оставившие свой след на современной карте. Не многие знают, что сохранился в Москве один старинный верстовой столб — ищите его на площади Рогожская Застава.
Так по естественным причинам сложилось радиально-кольцевое строение города, которое сейчас мешает решить проблему дорожных пробок. Кстати, с такой же проблемой борются и другие современные города, возникшие в эпоху Средневековья, когда-то прираставшие крепостями. Не знали наши предки, что их система расширения города окажется проблемой городских властей будущего. Кстати, самая катастрофическая пробка случилась в Москве 6 января 1931 года. В этот день не работали ни трамваи, ни автобусы, ни извозчики, ни такси. Москва была полностью парализована. Чтобы решить проблему, власти вынуждены были строить метро. И в ноябре 1931 года по адресу улица Русаковская, дом 13, недалеко от «Сокольников», семь рабочих с выделенной им одной повозкой и лошадью «вгрызли» первые лопаты в мерзлую землю.
Естественное течение городской жизни, как и положено в истории, регулярно прерывали пожары, бунты, эпидемии. В 1238 году Москва была разорена ханом Батыем, веком позже сожжена Тохтамышем, затем Давлет-Гиреем. Часто случались и стихийные пожары, например Всесвятскй пожар в 1365 году уничтожил город почти полностью. Летописи хранят записи о том, что во время сильных эпидемий улицы Москвы наполнялись трупами, а хоронить их было некому. После чумы 1654 года, унёсшей, по некоторым оценкам, до 150 тысяч жителей, город почти обезлюдел.

Донаполеоновская Москва

В 1812 году, когда французы вошли в город, тоже начались пожары. Историки до сих пор спорят, был то стратегический план градоначальника или добровольные поджоги москвичей. После пожара в Москве Наполеон был вынужден отступить на север и провёл несколько дней в Петровском путевом дворце. Именно отсюда он наблюдал, как пылает город, который так ему и не достался.
К работам по восстановлению дворца приступили в период царствования Николая I. Донаполеоновскую же Москву можно сейчас увидеть на Маросейке и Покровке, где квартировало французское командование. Там сохранились особняки допожарной постройки.
После освобождения необходимо было отстроить город заново. Из 290 храмов, которые действовали в Москве до 1812 года, уцелело только 115, из 9158 домов осталось 2626. В честь победы над армией Наполеона в 1839 году на месте Алексеевского женского монастыря решили построить храм Христа Спасителя. Средства на сооружение храма собирали по всей России, и его строительство закончилось лишь в 1880 году. Также в память о победе в Москве был разбит Александровский сад, появились Манеж, площади — Театральная и Красная, спроектированные архитектором Осипом Бове Триумфальные ворота (Триумфальная арка) у Тверской заставы, а ныне располагающиеся на площади Победы. В декабре 2011 года в ходе подготовки к празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года на Триумфальной арке начались масштабные ремонтно-реставрационные работы. Открытие памятника после реставрации состоялось 4 сентября 2012 года.
Разрушали Москву и позже. В 1917 году Кремль сильно пострадал от артобстрела. В советское время по разным генеральным и не очень планам сносили памятники архитектуры, прежде всего храмы. Исчезали очень красивые древние постройки, но всегда появлялось и что-то новое.
Ещё в XVIII веке был проложен водопровод из Мытищ, который снабжал чистой водой всю Москву вплоть до последней четверти XIX века, газовые фонари заменили электрические, деревянные мостовые сменились булыжными, на смену которым пришёл асфальт.

Многослойная столичная архитектура: церковь Вознесения, дом-комод и особняк Игумнова

Несмотря на все катаклизмы, которые пришлось пережить городу, Москва сохранила постройки почти каждой эпохи.
Древнейшей из дошедших до наших дней считается церковь Рождества Богородицы на Сенях, которая находится на территории Московского Кремля. Она была построена в 1393–1394 годах по заказу княгини Евдокии, вдовы Дмитрия Донского. Старое здание сохранилось до половины высоты стен с главным порталом и частью окон. В 1395 году храм расписывали Феофан Грек и Даниил Чёрный с учениками. При начале строительства Большого Кремлёвского дворца в 1838 году архитектор Тон включил церковь в новый дворец, обстроив её со всех сторон помещениями и новыми стенами, но сохранился древний подклет XIV века.
XVI век. Великий князь Василий III долгое время не имел потомства. Молился, менял жён — ничего не помогало, пока, по легенде, князь не решил строить храм специально для моления о чадородии на крутом берегу, в основании которого бил ключ, считавшийся чудодейственным. Так появилась церковь Вознесения в Коломенском. Архитектор точно не известен, но это был первый шатровый храм в Московском княжестве, первое отступление от владимиро-суздальских традиций. Кстати, в XIX веке в храме были переделаны крыши над папертями. В качестве материала использовали доски и брус, взятый от разобранного в 1872 году дворца Александра I. При строительстве дворца Александра I в 1825 году материал использовали от разборки дворца Екатерины II, в который также попали материалы от разборки дворца Алексея Михайловича. Москва многослойна.
XVII век. Ремесленники в Москве селятся по слободам согласно профессии. По описаниям современников той поры, существовали Барашская (бараш — ремесленник, изготавливавший царские шатры, позднее – ремесленник-обойщик), Басманная (ремесленники, которые басмили, то есть делали узорные украшения на металле или коже), Бронная, Гончарная, Денежная, Дорогомиловская (Ямская, или Гонная), Иконная, Казённая, Конюшенная, Котельная, Кузнецкая, Огородная, Печатная, Плотничья, Пушкарская, Садовничья, Суконная, Сыромятная, Таганская (таганом называлась железная подставка, обруч на ножках для котла или другой посуды, применявшаяся при варке пищи на открытом огне), Хамовная слободы.
Ремесленники часто строили у себя в слободе церкви, собирая деньги всем миром. Так, в Хамовной слободе, где жили ткачи, поставлявшие белое — хамовное — полотно для царского двора, была заложена церковь Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского, которого ткачи почитали своим покровителем. Время постройки храма — 1679–1682 годы. После 1694 года к церкви были пристроены трапезная и шатровая колокольня, которая сейчас является московской Пизанской башней из-за отклонения от вертикали. Храм удивительно светлый и нарядный, похож на праздничный торт. Некоторые историки приписывают его строительство ярославским мастерам и им же — изготовление уникальных обливных изразцов, радующих глаз с того самого бунташного XVII века, одного из самых сложных в истории Москвы и России. Удивительно, но это один из очень немногих храмов, не закрывавшихся в советское время. Там шли службы, сохранились колокола на колокольне, древние и чудотворные иконы. Храм Николы в
Хамовниках — один из редких случаев, когда здание сохранилось почти без перестроек с момента возведения.
XVIII век. Есть предание, что императрица Елизавета Петровна не просто любила своего фаворита Алексея Разумовского, но и тайно венчалась с ним на Покровке, в Воскресенской церкви, от которой остались одни развалины. Свадебным подарком и домом их встреч стал необыкновенной красоты дворец в бело-голубых тонах (дом № 22). Дом-комод, как его называют в Москве за сходство с резным местами выпуклым старинным комодом, был построен во второй половине XVIII века неизвестным мастером школы Франческо Растрелли и является, пожалуй, единственным в столице памятником елизаветинского барокко.
Достоверно известно, что первыми владельцами дворца были Апраксины, затем — князья Трубецкие. У них в доме давали уроки танцев, и здесь мальчиком учился бальным танцам Александр Пушкин. Приводили к Трубецким и юного Фёдора Тютчева, жившего неподалеку. Трубецкие стали хозяевами здания почти на 90 лет: здесь прожило четыре поколения этого рода, и дом видел много великих людей.
Учителем у дочерей Трубецкого был Михаил Погодин, будущий известный историк. Здесь служил управляющим давний знакомый Погодина Василий Корнильев, родной дядя Дмитрия Менделеева. Он был женат на дочери командора Биллингса, исследователя Сибири и Севера, участвовавшего в третьей кругосветной экспедиции Джеймса Кука.
Дом на Покровке связан и с судьбой Льва Толстого. В мае 1821 года именно в доме на Покровке состоялся сговор о свадьбе Марии Волконской и Николая Толстого. 9 июля того же года родители Льва Толстого венчались в церкви Петра и Павла в Ясеневе. Когда грянула отмена крепостного права, содержать помещичьи хозяйства и дома стало не под силу даже Трубецким. И в том же 1861 году юнкер лейб-гвардии конного полка князь Иван Юрьевич и его мать Ольга Фёдоровна продали дом на Покровке Московскому университету для 4-й мужской гимназии — одной из лучших в Москве.
Дом превратился в образовательное учреждение, в стенах которого постигал науку отец русской авиации Николай Жуковский, именно в 4-й гимназии Константин Станиславский познакомился с Саввой Морозовым, будущим меценатом своего театра. Список знаменитостей гимназии можно продолжать долго. Это и Николай Скрябин, отец композитора, и Павел Хохлов, оперный артист Большого театра, и историк, академик Алексей Шахматов, совершивший революцию в изучении русских летописей (благодаря ему был исследован состав «Повести временных лет»). Среди учеников гимназии были и знаменитый доктор Фёдор Гетье — первый главный врач Солдатенковской (Боткинской) больницы, личный врач кремлёвских вождей, и его коллега — Александр Пучков, создатель и первый руководитель Московской станции скорой помощи, основанной в 1923 году.
Этот дом стоит до сих пор. Только после революции гимназия была закрыта, дом же заняли обычные коммуналки. В годы гражданской войны обогревались домовым убранством: паркет, перила лестниц, двери, мебель и всё прочее сгорело в буржуйках. XIX век. Малый Казённый переулок, дом 5. Здесь, в сохранившемся до наших дней доме, произошла завязка одной из самых прекрасных и печальных историй любви. Молодой хозяин, блестящий кавалергард Василий Ивашев, и дочь гувернантки-француженки полюбили друг друга без всякой надежды на брак. Но когда Василий оказался участником восстания декабристов, был лишён чинов и дворянства и сослан на сибирские рудники, Камилла ле Дантю, преодолев все преграды, уехала к нему. Несмотря на суровые лишения, их союз оказался счастливым. К ним приехала и её мать, которая обучала детей декабристов французскому языку. Камилла Ивашева умерла через восемь лет после свадьбы в возрасте 31 года, оставив троих детей. Василий Ивашев ненамного пережил её. Эта история легла в основу художественного кинофильма «Звезда пленительного счастья».
От истории любви вернёмся к истории дома. В 1832 году он был приобретён для ортопедического института, а в 1845 году здесь разместилась больница для бесприютных всех званий и без платы, или Полицейская больница. Заведовал ею знаменитый на всю Москву Фёдор Гааз, немец по происхождению, некогда очень богатый, имевший самый дорогой и красивый выезд в Москве — карету с породистыми лошадьми, но потерявший своё состояние из-за того, что помогал больным каторжникам. Скольким людям, оказавшимся в беспросветной нужде, беде и болезни, помог доктор, неизвестно. Но в истории остался факт: именно Гаазу узники были обязаны отменой кандалов — жёсткого пережитка средневековья. Кандалы убивали людей чаще, чем болезни, так как натирали ноги, которые вскоре начинали гноиться. А идти по этапу иногда предстояло месяцами, без всякой медицинской помощи. Гааз много раз подавал прошение об отмене этого варварского метода, пока его наконец не услышали. В конце жизни Гааз жил в небольшой квартире при больнице, где и скончался в 1853 году. Проститься с ним приехал митрополит московский Филарет, на Введенское кладбище «святого доктора» провожали около двадцати тысяч человек. А в 1909 году во дворе больницы был открыт памятник Фёдору Гаазу, на котором высечено его любимое изречение: «Спешите делать добро». И сегодня, почти 100 лет спустя, сюда приносят цветы.
Совсем рядом с этим домом находится самая маленькая площадь Москвы — Лялина. И дом, на первом этаже которого сейчас кафе «Булошная» (именно так, по-старомосковски, произносится это слово). У входа в кафе сохранилась дореволюционная крышка канализационного колодца, а в самом доме действительно была булочная, по словам старожилов, с удивительной атмосферой и очень вкусным хлебом. Булочная пережила революцию, войну, существовала и в 1960-е, и в 1970-е годы. Закрыли её только в 1990-е. А до этого туда бегали за выпечкой многие-многие поколения учеников находящейся неподалеку и до сих пор работающей гимназии.
Теперь о доме, целиком состоящем из легенд. Есть в Москве и такие. Реальность здесь только в его существовании и в том, что в данный момент в нём расположено посольство Франции. Всё остальное — отрывочные данные и легенды, слухи, повторяемые москвичами из поколения в поколение. Итак, кварталы Замоскворечья (буквально говоря: «за Москвой-рекой») строились к югу от Кремлёвского холма на пойменных землях, ранее занятых огородами царского двора. С XIV века тут проходила дорога в Татарское ханство, память об этом хранит название улицы Большая Ордынка (от Золотой Орды).

К XIX веку тихое Замоскворечье превратилось в излюбленное место обитания патриархального московского купечества. Район считался непрестижным. Но именно здесь приобрёл участок для строительства своего дома очень богатый человек — купец Николай Васильевич Игумнов. Говорят, что если посмотреть на спутниковую карту абхазского посёлка Алахадзы, то и сейчас можно различить его инициалы И. Н. В. —кипарисовые аллеи, фигурно высаженные сто лет назад. Николай Васильевич был совладельцем Ярославской большой мануфактуры, имел в Сибири золотые прииски. Будучи приезжим, Игумнов хотел поразить московскую публику и денег не жалел.

Для разработки проекта и строительства особняка Игумнов пригласил молодого и талантливого ярославского архитектора Николая Поздеева, занимавшего в то время должность городского архитектора Ярославля. Особняк на Большой Якиманке строился в виде сказочного дворца в псевдорусском стиле. Кирпич для строительства везли непосредственно из Голландии, изразцы и кафель заказывали на фарфоровых заводах Кузнецова. Сегодня здание является объектом культурного наследия федерального значения, однако изначально московский свет отнёсся к дворцу более чем прохладно, объявив его провинциальной безвкусицей. Плюс по городу поползли слухи, что купец построил дом для своей содержанки-танцовщицы, а сам лишь наезжает к ней время от времени из Ярославля. Дальше воспоминания современников расходятся в степени трагизма, но подтверждают факт: в один из дней танцовщица исчезла. Самая популярная среди любителей ужасов версия: однажды, приехав из Ярославля без предупреждения, Игумнов застал свою возлюбленную с молодым корнетом и замуровал девушку живьём в стене дома.
Более реалистична, но не менее трагична судьба архитектора этого здания. Купец, освистанный московской публикой, отказался ему платить, оскорбил, после чего опозоренный и разорившийся архитектор покончил с собой. Не стал счастливым в этом доме и сам владелец. Не оставив своей идеи побороть снобизм московского общества, в 1901 году купец устроил в доме на Якиманке бал. А пол танцевального зала приказал выложить золотыми червонцами. Императору уже на следующий день доложили, как московское купечество выплясывало на его профилях, отчеканенных на монетах. Реакция была резкой: высочайшим распоряжением Николай Игумнов был выслан из Первопрестольной без права возвращения.
Следующий владелец дома на Якиманке соответствовал мрачным легендам, которые окружали особняк: в 1925 году здесь обосновалась лаборатория по изучению мозга. Учреждение было засекреченное, но слухи просочились быстро: за 13 лет здесь побывали мозг Владимира Ленина, Клары Цеткин, Александра Цюрупы, Анатолия Луначарского, Андрея Белого, Владимира Маяковского, Максима Горького, Ивана Павлова, Ивана Мичурина, Константина Циолковского, Михаила Калинина, Сергея Кирова, Валериана Куйбышева, Надежды Крупской… В 1938 году особняк передали посольству Франции.

Столица государства Российского

Москве довелось становиться столицей неоднократно. Первый раз Улан-царевич (хан Золотой Орды Махмет) торжественно посадил Василия Василиевича Тёмного на трон великокняжеский в Москве, в храме Богоматери у златых дверей. С сего времени (1432 год) Владимир утратил право города столичного. Потом, в правление Ивана III, в состав Московского государства вошли Новгород и Тверь, Иван III стал первым суверенным правителем России, отказавшись подчиняться ордынскому хану.
В 1547 году Иван IV принял царский титул, и Москва до 1712 года стала столицей царства — государства Российского.

В 1712 году по воле Петра I столица России была перенесена в Санкт-Петербург, специально основанный как столичный город. В Москве было запрещено каменное строительство: камень был нужен для Петербурга. На время Москва стала купеческой, патриархальной. Впрочем, с тех пор она всегда будет отличаться от западного, парадного Санкт-Петербурга своими узкими и извилистыми улочками и более патриархальным, уютным, особенным колоритом.

В 1728 году столица фактически перенесена обратно в Москву в связи с переездом туда Петра II. После его смерти в 1730 году был подтверждён столичный статус Петербурга. Императорский двор и правительство переехали в город единовременно в 1732 году
XX век. 12 марта 1918 года решением советского правительства столица России снова была перенесена в Москву. В 1922 году она, оставаясь столицей РСФСР, стала одновременно и столицей Советского Союза.

Семь высоток и сталинский ампир

Во время Великой Отечественной войны было несколько особенно страшных для города дней, когда жители минировали станции метрополитена, а отдельные немецкие танки прорывались через Химкинский мост. Точно известно, что один танк ворвался в город Химки, где экипаж был взят в плен. Имеются сведения, что мотоциклисты въезжали на территорию Химкинского (ныне Северного) речного вокзала, где вступили в бой-столкновение с нашим военным катером. Ещё один танк по шоссе докатился до станции метро «Сокол», где его забросали гранатами сотрудники военкомата.
Но город пережил и это. Как известно, битва за столицу стала самой отчаянной и именно на подмосковных рубежах фашистов удалось остановить, заплатив за это очень высокую цену.
Послевоенная эпоха оставила в наследство городу знаменитые семь высоток, вошедшие в архитектуру как стиль сталинский ампир. Перечислим: жилой дом на Котельнической набережной, главное здание Московского государственного университета на Воробьёвых горах, гостиница «Украина», жилой дом на Кудринской площади, здание Министерства иностранных дел, административно-жилое здание возле «Красных ворот», гостиница «Ленинградская» на площади трёх вокзалов. Дома должны были заменить разрушенные храмы, которые были ориентирами, привязкой к местности. И конечно, подчеркнуть торжество советского строя, окружив так и не построенный Дворец Советов. Некоторые из этих зданий помнят не только судьбы знаменитых обитателей, но и строителей-заключённых.

В хрущёвскую оттепель Москва получила новые станции метро в рабочих пригородах и МКАД (последнее на сегодня кольцо Москвы), решение квартирного вопроса с помощью примитивной блочной типовой застройки, которая тем не менее позволила расселить людей из бараков и подвалов. В брежневскую эпоху — Калининский проспект (ныне — Новый Арбат) с рядами башен и знаменитым зданием-книгой, с верхних этажей которого открывается удивительный вид на город, мост, реку и гостиницу «Украина».
После того как в 1991 году СССР прекратил своё существование, Москва стала столицей России, а с 1993 года — городом федерального значения.
1 февраля 1995 года был принят закон о флаге и гербе города Москвы. Гимном столицы стала песня «Моя Москва», текст которой написали Марк Лисянский и Сергей Агранян, а музыку — Исаак Дунаевский.

Крупнейший мегаполис мира

Современная Москва является не только крупнейшим мегаполисом мира, но и претендует на звание перспективного финансового центра. В последние годы столица показывает стабильный рост по объёму инвестиций в городскую экономику, особенно из-за рубежа, что говорит об интересе иностранных предпринимателей к ведению здесь бизнеса. Власти планомерно наводят порядок во всех сферах жизнедеятельности города.
1 июля 2012 года территория Москвы увеличилась более чем в два раза и составила 255 тысяч гектаров. К границам «старой» Москвы присоединили два городских округа (Троицк и Щербинку) и 19 городских и сельских поселений из состава Ленинского, Наро-Фоминского и Подольского районов Московской области, которые вошли в состав Троицкого и Новомосковского административных округов (ТиНАО). При этом население города выросло на 233 тысячи человек. Таким образом, в черте города оказалось большое количество лесов и зелёных насаждений, которые в будущем планируется благоустроить и превратить в парки.
На территории ТиНАО Москвы ведётся щадящая застройка, в первую очередь столичные власти намерены создавать в этих округах новые рабочие места. Расширение границ дало новый импульс развитию города и призвано превратить его в полицентричный современный мегаполис.

Знамя

К своему 859-летию Москва получила новый официальный символ – знамя города.
Идея его создания знамени зародилась в 2000 году, когда ветераны войны обратили внимание властей на то, что на гербе и флаге столицы не отражён статус Москвы как города-героя. В итоге было предложено разместить на новой городской регалии ленты с изображением государственных наград советского периода.

Закон «О знамени города Москвы» был принят городской Думой осенью 2004 года. Ещё полтора года понадобилось для детальной разработки проекта и проведения открытого конкурса по выбору изготовителя знамени.

К сентябрю 2006 года знамя было установлено в Белом зале Правительства Москвы (улица Тверская, дом 13). Тогда же новый символ впервые задействуется на церемонии открытия Дня города и при праздничном оформлении улиц.

Использование знамени города Москвы

Знамя города попеременно находится в зданиях Правительства Москвы и городской Думы, что обусловлено принципом разделения властей. Его передача происходит в День герба и флага города начиная с 2007 года. За разработку церемониала отвечает столичный Геральдический совет.
Знамя обязательно присутствует на таких важнейших городских церемониях, как вступление в должность мэра Москвы, принятие присяги депутатами городской Думы и вручение знака и почётной грамоты «Почётный гражданин города Москвы». Таким образом, знамя подчёркивает высокий статус события с его участием. Для его использования на других важных городских мероприятиях требуется указ Мэра Москвы и постановление Московской городской Думы.

Символическое значение знамени

Знамя Москвы символизирует единство всех москвичей как жителей одного города. На лицевой стороне полотнища изображён святой Георгий Победоносец на коне, поражающего копьём змия. Образ Георгия Победоносца – древний символ столицы, который используется также на её гербе и флаге. Лавровая и дубовая ветви, обрамляющие изображение, символизируют славу и доблесть.
На оборотной стороне полотнища – композиция, символизирующая этапы развития города, в центре которой – основатель Москвы, великий князь Юрий Долгорукий со словами первого летописного упоминания о городе: «Приди ко мне, брате, в Москов». В верхней и нижней частях размещены клейма, содержащие слово «Москва» и год его упоминания в летописи – 1147-й.
По четырём углам знамени помещены изображения архитектурных символов города – Московского Кремля, храма Василия Блаженного, храма Христа Спасителя и Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова на Воробьёвых горах. По бокам – императорская корона и патриаршая митра. Они указывают, что Москва как центр светской и духовной власти страны играла определяющую роль в российской истории.
Две стороны знамени связываются в единое целое растительным орнаментом, созданным по мотивам древнерусского (пришедшего из Византии) искусства. В узловых точках помещены изображения легендарных животных: льва – символа Владимирского княжества; единорога, символизирующего Московское царство эпохи Ивана Грозного; грифона – символа династии Романовых; двуглавого орла – символа Российской империи.
Знамя и флаг
Знамя зачастую путают с флагом, однако у них есть значительное различие. Знамя существует в единственном экземпляре, оно уникально. Сегодня собственные знамёна есть лишь у нескольких российских городов.

Флаг же может тиражироваться в любом необходимом количестве. В праздничные дни на улицах Москвы появляется несколько тысяч городских флагов.
Составные элементы знамени Москвы
Знамя состоит из целого ряда элементов, которые образуют знамённый комплекс. Знамя, как правило, крепится на древке, которое изготавливают из ценных пород дерева. Длинные древки состоят из двух соединяющихся металлической вставкой (свинчивающихся) частей. Верхняя часть знамени скрыта полотнищем, а нижняя выполнена с позолоченными желобками – каннелюрами.
Древко имеет навершие – круглый шар с фигурой святого Георгия Победоносца, поражающего копьём змия. Для флагов с древком навершие тоже используется, но в виде простой фигуры.
Под навершием закреплены две золотые кисти и две ленты с вышитыми наградами, которых Москва была удостоена в советское время. На первой ленте помещены изображения медали «Золотая Звезда» и ордена Ленина, символизирующие присвоение столице в 1965 году высокого звания «город-герой», на второй – изображения двух орденов – Ленина и Октябрьской Революции, полученных в 1947 и 1965 годах соответственно.
Полотнище, сшитое из двух кусков ткани бархата с тёмно-красной и золотой бахромой по краям, к древку крепится знамёнными гвоздями – фигурными золотыми шляпками с изображением святого Георгия Победоносца.

На древко прикрепляется скоба – плоское металлическое кольцо, охватывающее древко под полотнищем, на которое нанесена памятная надпись «Учреждено Законом города Москвы от 24 ноября 2004 года № 78».
И последний элемент знамённого комплекса – подток. Он изготавливается из твёрдого материала, как правило, металла, и охватывает древко снизу. Подток знамени города Москвы выполнен из позолоченного металла.

О технологии изготовления знамени

Знамя является уникальным творением, аналога которому в современной России нет.
Его основной элемент – полотнище, изготовленное методом машинной вышивки, сложнейшая программа которой создавалась в течение многих месяцев. По образцу коронационного знамени Российской империи была выполнена бахрома, а навершие знамени – скульптурным способом. Тонкая работа проведена также при изготовлении металлических частей древка – лентодержателя, соединительной втулки и подтока.

Подробное описание знамени
Знамя состоит из полотнища, древка с навершием, скобой и подтоком. К знамени прикрепляются ленты с вышитыми цветными изображениями государственных наград, которых был удостоен город Москва.
Само полотнище прямоугольное, двустороннее, тёмно-красного цвета с лицевой и оборотной сторонами, обшито тёмно-красной и золотой бахромой. Его ширина – 130 сантиметров, длина – 170 сантиметров с запасом для крепления к древку.

В центре лицевой стороны полотнища изображён основной элемент герба Москвы – святой Георгий Победоносец на коне, поражающий копьём змия. На лицевой стороне внутренней каймы расположены золотые ветви – прилежащая к древку дубовая и симметричная ей лавровая.
В центре оборотной стороны полотнища находится золотой круглый медальон с профильным изображением основателя Москвы – великого князя Юрия Долгорукого. Медальон обрамлён надписями: вверху – «Приди ко мне, брате, в Москов», внизу – «Князь Юрий Долгорукий». Надписи разделены двумя орнаментальными элементами.

На оборотной стороне полотнища в виде внутренней каймы помещены восемь золотых картушей, соединённых стилизованным растительным орнаментом с вплетёнными попарно изображениями двуглавого орла, единорога, льва и грифона.
В четырёх угловых картушах помещены изображения архитектурно-мемориальных символов города Москвы: Московского Кремля, храма Василия Блаженного, храма Христа Спасителя и здания Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова на Воробьёвых горах.
В боковом картуше, прилежащем к древку, помещено изображение патриаршей митры, в противоположном боковом картуше – изображение императорской короны. В верхнем картуше – надпись «Москва», в нижнем картуше – надпись «1147».
Древко знамени изготовлено из тёмного дерева с позолоченными желобками. Его длина – 250 сантиметров, диаметр – четыре сантиметра. Подток знамени выполнен из позолоченного металла в виде усечённого конуса высотой семь сантиметров.
К древку под полотнищем крепится скоба из позолоченного металла с выгравированной надписью: «Учреждено Законом города Москвы от 24 ноября 2004 года № 78».
Навершие изготовлено из позолоченного металла в форме шара с помещённой на нём объёмной фигурой основного элемента герба города Москвы – святого Георгия Победоносца на коне, поражающего копьём змия.

Герб

Современный герб был восстановлен распоряжением Мэра Москвы в 1993 году по образцу первого официального герба столицы 1781 года. В 1995 и 2003 годах он повторно утверждался законами города Москвы.

Герб представляет собой четырёхугольный с закруглёнными нижними углами и заострённый в оконечности тёмно-красный геральдический щит. На нём изображён святой Георгий Победоносец в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще) на серебряном коне. Всадник поражает золотым копьём чёрного змия.
В основу изображения лёг сюжет «Чуда Георгия о змие», который часто использовался в Древней Руси на печатях, монетах, в княжеских и царских символах. Первое письменное упоминание о гербе относится к IV – V векам нашей эры.

Согласно преданиям, Георгий происходил из знатного каппадокийского рода (Каппадокия – область в Малой Азии, ныне в Турции). Поступив на военную службу, он скоро стал тысяченачальником при императоре Диоклетиане. Во время гонений против христиан Георгий, тайно исповедующий христианство, выступил в их защиту и объявил себя христианином, за что подвергся жестоким пыткам и мучениям. Несмотря на перенесённые испытания, Георгий оставался невредимым. Разгневанный император приказал отсечь мученику голову.

О чудесах святого слагалось множество сказаний и преданий, он исцелял больных, воскрешал мёртвых, обращал в христианство язычников. Наиболее известной легендой стало «Чудо Георгия о змие». Сказание повествует о городе в Каппадокии, которым управлял царь-язычник, преследовавший христиан. Господь, чтобы наставить царя на истинный путь, посылает на город дракона, который жил в озере. Чтобы умилостивить чудовище, правитель предложил горожанам каждый день по жребию отдавать на съедение змию своих детей. Дошла очередь и до царской дочери. Но в это время к озеру на коне подъехал святой Георгий.
Когда из озера появился страшный змий, Георгий, осенив себя крестным знамением и призвав Господа со словами «во имя Отца, и Сына, и Духа святого», устремился на змия. Всадник ударил его в гортань и пригвоздил к земле. После этого дочь царя связала поверженного змия своим поясом и отвела в город, где на центральной площади святой отрубил ему голову. После этого царь и все жители города уверовали в Иисуса Христа и приняли христианство.

Образ всадника-змееборца приобрёл в XIV – XV веках на Руси особую популярность и символизировал борца с иноземными завоевателями, а также народного защитника. Святой Георгий был небесным покровителем московского князя Юрия Долгорукого. Со времён Дмитрия Донского святой становится патроном и покровителем города Москвы.

Гимн

Я по свету немало хаживал,
Жил в землянке, в окопах, в тайге,
Похоронен был дважды заживо,
Знал разлуку, любил в тоске.
Но Москвою привык я гордиться
И везде повторял я слова:
Дорогая моя столица,

Золотая моя Москва!
Я люблю подмосковные рощи
И мосты над твоею рекой,
Я люблю твою Красную площадь
И кремлевских курантов бой.
В городах и далеких станицах
О тебе не умолкнет молва,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!
Мы запомним суровую осень,
Скрежет танков и отблеск штыков,
И в веках будут жить двадцать восемь
Самых храбрых твоих сынов.
И врагу никогда не добиться,
Чтоб склонилась твоя голова,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!

Музыка песни И. Дунаевского «Моя Москва»
Музыкальная и оркестровая редакция Д. Атовмяна

 

Дома Москвы в мире

Дома Москвы создаются с целью обеспечения эффективного сотрудничества органов исполнительной власти города, организаций и предприятий Москвы с зарубежными партнерами в экономической, научно-технической, культурной и гуманитарной областях.

Московский культурно-деловой центр «Дом Москвы» в Риге

 

Московский культурно-деловой центр «Дом Москвы» в Минске

 

Московский культурно-деловой центр «Дом Москвы» в Бишкеке

Московский культурно-деловой центр «Дом Москвы» в Софии