Он был покорен честностью и милосердием армян: в книжном клубе Дома Москвы в Ереване отметили юбилей Пушкина

По случаю 225-летия патриарха русской поэзии Александра Сергеевича Пушкина очередное собрание книжного клуба библиотеки Дома Москвы в Ереване было посвящено его жизни и творчеству.
Размышляя о творчестве Пушкина, ведущая книжного клуба, филолог Мария Мелкумян отметила, что он писал стихи, как Моцарт сочинял музыку. «Его называли гениальным поэтом, общество было очаровано присущей только ему гибкостью слова, но при этом он оставался очень ранимым гением», — отметила она, подчеркнув, что временами Пушкин мог казаться самовлюбленным и поверхностным мизантропом, чувствительным к социальному статусу, но на самом деле он восставал против банальности общества и тирании моды.
Естественно, собравшиеся не обошли вниманием и тему связи выдающегося поэта с Арменией. По их словам, в его произведениях неоднократно упоминалась эта древняя страна, в свою очередь творчество Пушкина восхищало армянских классиков, вдохновляя их на новые творения. Как выразился отец армянской литературы Ованес Туманян: «Русский народ, великий народ, свежий, здоровый, гигантский народ, имеет богатую и великолепную литературу и в этой литературе своего великана Пушкина».
Участники беседы подчеркнули, что армянский народ с особой теплотой и любовью относится к Пушкину. В Ереване именем великого писателя названы улица и школа, а на севере Армении, на перевале, носящем имя поэта, установлен памятник Пушкину.
Мария Мелкумян также упомянула о том, что Александр Сергеевич был заядлым путешественником. Подсчитано, что поэт, проживший всего 38 лет, проехал около 34000 километров. Было отмечено, что одно из знаковых путешествий Пушкина, во время которого он преодолел целых 5200 км (считая от Москвы), состоялось в 1829 году, когда он направлялся в Эрзрум. Свои путевые заметки он позже опубликовал в книге «Путешествие в Арзрум». Часть этого пути проходила через Армению, которую он описывает с особым трепетом и любовью. По свидетельству Пушкина, во время этого путешествия недалеко от армянского села Гергер он встретил арбу с телом Грибоедова, направляющуюся в Тифлис.
Пушкин был настолько покорен честностью, трудолюбием и милосердием армян, что даже упомянул об этом в своей неоконченной поэме «Тазит». По сюжету, молодой чеченец Тазит ведет себя не так, как принято было тогда у горских народов Кавказа: он не участвует в набегах, щадит купца и беглого раба, не мстит своим кровным обидчикам. Отец же Гасуб считает сына слишком добрым и мягким, каким, по его мнению, может быть только армянин-христианин. Отметим, что в черновом варианте звучало именно так «ты трус, ты раб, ты христианин».
Пушкинскую атмосферу собрания дополнила небольшая выставка, посвященная творчеству Александра Сергеевича.
Записаться в книжный клуб и библиотеку можно ежедневно с 09:00 до 18:00 (кроме субботы и воскресенья).