В Армении прошли Дни Александринского театра
От признанной классики до современного, постмодернистского спектакля – на протяжении четырех дней армянских зритель получил возможность ознакомиться с постановками и историей старшейшего национального драматического театра России. 9-12 ноября в рамках программы Ереванского международного театрального фестиваля прошли Дни Александринского театра в Армении.
9 ноября в ходе пресс-подхода художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин рассказал, что это первые гастроли театра в истории современной Армении. «Гастроли для нашего театра – всегда очень важная художественная акция, позволяющая обратиться к новому зрителю и проверить собственное профессиональное мастерство, в новых обстоятельствах уточнить важные творческие моменты. Гастроли в Армении имеют для нас особое значение. Удивительно, но Александринский театр приезжает в Ереван всего во второй раз за всю свою историю. Ровно 40 лет назад, в октябре 1983 года здесь был показан спектакль «Пока бьется сердце», безусловно, важный для репертуара того времени. Сейчас, конечно, мы привозим абсолютно иной Александринский театр, восстановивший в XXI веке свой статус первого и ведущего драматического театра России. Покажем спектакли Основной и Новой сцены, очень разные, но, безусловно, дающее своего рода блиц-представление о сегодняшнем характере нашего репертуар – для нашей афиши типично присутствие разных авторских, режиссерских направлений – и о широком спектре возможностей труппы. Для меня также очень важна встреча со зрителями перед показом фильма «Петрополис». Уверен, что сейчас время, когда особенно необходимо иметь возможность говорить, слышать, понимать друг друга», – отметил Фокин.
«Дни Александринского театра в Ереване являются частью большой программы стратегического сотрудничества национальных театров России и Армении. Ровно год назад мы объявили о намерении реализовать серию обменных творческих и просветительских проектов. Уже в марте 2023-го Александринский театр в партнерстве с Санкт-Петербургским государственным университетом и Российским государственным институтом сценических искусств провел образовательный интенсив для молодых театральных менеджеров Армении.
В сентябре наши коллеги из Еревана приняли участие в Школе для технических специалистов и Драматургической лаборатории в Санкт-Петербурге на базе Александринского театра. Участие Национального академического театра им. Габриэла Сундукяна в XIV Международном театральном фестивале «Александринский» прошло с большим зрительским успехом – полные залы исторической и Новой сцен Александринки объединили театральную публику Санкт-Петербурга в дни гастролей наших коллег. Для нас очень ценно ответное участие в Международном фестивале в Ереване. Присутствие русской культуры привычно для гуманитарного пространства Содружества Независимых Государств – именно поэтому Александринский театр в последние годы взял курс на углубление партнёрства со странами-участницами СНГ», – рассказал в свою очередь директор Александринского театра Сергей Емельянов.
«Ереванский международный театральный фестиваль с большой любовью и ответственностью принимает главный драматический театр России Александринский театр. Считаю очень важным и ценным тот факт, что главные драматические театры России и Армении за короткий период времени установили институциональную дружбу и уже реализовали и планируют реализовать множество проектов. Нет сомнений, что в ближайшем будущем наших зрителей ждет театральный праздник – явление, которое сегодня более чем необходимо. Сердечно приветствую всех коллег из Александринского театра во главе с художественным руководителем Валерием Фокиным и директором Сергеем Емельяновым, желаю всем добро пожаловать в первую в мире христианскую страну и очень надеюсь, что то количество положительной энергии, которое наши коллеги передадут нам и нашим зрителям будет полностью компенсировано нашей маленькой, но очень уникальной страной», – приветствуя гостей, отметил директор Национального академического театра им. Г. Сундукяна, президент-основатель Ереванского международного театрального фестиваля, заслуженный деятель искусств Республики Армения Вардан Мкртчян.
В рамках Дней Александринского театра в Театре имени Габриэла Сундукяна при содействии Московского культурно-делового центра «Дом Москвы» в Ереване в состоялось открытие выставки «Избранные образы русской сцены», представляющая цифровые копии эскизов занавесов и декорационного оформления легендарных спектаклей Национального драматического театра России (Александринского театра) XIX-XX вв., хранящихся в коллекции Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства. Совместный проект Александринского театра и Музея театрального и музыкального искусства.
9 и 10 ноября зрители в Ереване увидели спектакль художественного руководителя Александринского театра Валерия Фокина «Женитьба» по одноименной комедии Н.В. Гоголя. Премьера спектакля Валерия Фокина «Женитьба» состоялась в январе 2008 года, в преддверие 200-летнего юбилея классика русской литературы Николая Васильевича Гоголя. По итогам сезона спектакль стал лауреатом самой престижной профессиональной награды Российской федерации — Российской национальной театральной премии «Золотая Маска» сразу в двух номинациях — «Лучшая работа режиссера» и «Лучшая работа художника». В немалой степени благодаря также блистательному ансамблю актерских работ эта постановка и сегодня остается одной из самых любимых публикой в репертуаре Александринского театра.
В спектакле Фокин раскрывает острый конфликт, стремящегося сохранить свой личностный мир героя с приобретающей абсурдный, почти балаганный облик, действительностью. Действительностью, провоцирующей человека выделывать самые невероятные трюки и участвовать в нелепых, словно навязанных нечистой силой аттракционах. Таковым аттракционом выглядит история сватовства сразу шести женихов к купеческой дочке Агафье Тихоновне Купердягиной, даже в своих снах и фантазиях не находящей избранника, обладающего всем комплексом человеческих достоинств.
11 ноября на Малой сцене Национального академического театра имени Габриэла Сундукяна прошел Public Talk с Валерием Фокиным, в ходе которого он поделился своим опытом на вопросы студентов, артистов и режиссеров армянских театров. Примечательно, что в Щукинском театральном училище мастером-преподавателем Валерия Фокина была Марианна Рубеновна Тер-Захарова. «Прежде всего хочу сказать, что Марианна Рубеновна была великим педагогом и притом довольно строгой женщиной. Честно говоря, мы ее побаивались. Она о нас – студентах знала все: что ты из себя представляешь. с кем дружишь, за кем ухаживаешь… Как это ей удавалось, я не понимал тогда в силу своего возраста. Бывало, она говорила мне – знаешь, я думаю, не надо тебе встречаться с этой девушкой... Можно сказать. она как-бы контролировала и прогнозировала, что мне нужно, а что – нет, и как бы строила нашу судьбу. То есть она поступала как строгая мать и, наверное, это было неким проявлением армянского менталитета. Должен сказать, что мне вообще повезло учиться у такого Мастера, которая в свою очередь училась у самого Евгения Вахтангова – человека, который также имеет отношение к армянскому народу», – отвечая на вопрос от Дома Москвы в Ереване, отметил режиссер.
В конце встречи состоялся показ его фильма «Петрополис» (2021), созданного на основе повести Кирилла Фокина «Огонь».
12 ноября гастроли Александринского театра завершил спектакль главного режиссера Александринского театра Никиты Кобелева «Тварь» по пьесе Валерия Семеновского, созданной по роману Фёдора Сологуба «Мелкий бес». Премьера спектакля состоялась в январе 2022 года. Спектакль — лауреат премии «Звезда Театрала» в номинации «Лучший спектакль. Малая форма» (2022 г.).
Пьеса «Тварь» написана театральным критиком и драматургом Валерием Семеновским в 1999 году, в канун нового тысячелетия, почти сто лет спустя после сочинения романа. Опубликованный в начале двадцатого века роман Сологуба «Мелкий бес», разошёлся беспрецедентным в те времена и для подобной прозы тиражом в десять тысяч экземпляров. История умопомешательства гимназического преподавателя изящной словесности Ардальона Борисовича Передонова стала и диагнозом времени, и его символом. Популярность романа была такова, что в обиход вошло понятие «передоновщина». «На мой взгляд, в этой пьесе есть столкновение очень важного для российской ментальности литературного классического канона и того, как он работает сегодня, с тем цинизмом и аморальностью персонажей пьесы, которые этим самым каноном оправдывают свои действия. Меня интересует насколько классика нас действительно защищает и спасает сегодня или она стала лишь орудием для разного рода манипуляций», – рассказывает режиссер Никита Кобелев.